Личный кабинет родителя и учащегося
на сайте АНО Школьное питание
Краснодар

QR SHP-rodite

 

Мы постараемся ответить не этот вопрос.

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи
  • накопление и совершенствование словаря
  • развитие физического и речевого слуха
  • развитие грамматической стороны речи
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения
  • коррекция произношения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, быть понимаемым для воспитателей, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки).

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется учителем-логопедом школы.

Нередко нарушения в развитии речи ребенка связаны с недостатками в развитии челюстных мышц, которые непосредственно влияют и на состояние артикуляционного аппарата детей. Для того, чтобы укрепить эти мышцы, необходимо почаще заставлять ребенка жевать целые овощи, фрукты, сухари, корочки хлеба и целые кусочки мяса. Необходимо также заниматься с ребенком и развитием мышц щек и языка, для чего заставлять его совершать полоскательные движения, надувать щеки, удерживать воздух во рту, а также перекатывать его с одной половины рта на другую.

На развитие речи, да и на умственное развитие в целом, очень большое влияние оказывает мелкая моторика пальцев рук, развивать которую необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того, чтобы пальчики малыша были более подвижными и послушными, надо почаще заставлять его самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки и засучивать рукава. Можно сделать подобные занятия более интересными для малыша, если организовать их проведение на куклах.

Хорошо помогает развитию моторики лепка из пластилина, которая сама по себе может быть очень интересным занятием, а также поможет ребенку в его творческом развитии и формировании правильных речевых навыков.

Родителям следует иметь в виду, что нарушения в развитии разговорной речи у детей значительно легче устранить в более раннем возрасте, пока у детей не сформируется устойчивая привычка говорить неправильно, исправить которую будет уже значительно сложнее.

Признаки, при которых необходима консультация логопеда:

  • маленький словарный запас ребенка;
  • недостатки в фонетике, характеризующиеся неправильным произношением отдельных звуков;
  • затруднения, связанные с разграничением различных оттенков слова;
  • неправильное употребление предлогов, нарушения в управлении и согласовании слов по родам;
  • недопонимание значения многих слов и неумение составлять предложения;

Первостепенной задачей родителей, при наличии подобных признаков у детей, является постоянная работа с ребенком, направленная на обогащение его активного словаря, обучение грамматическому строю и правилам построения связной и понятной речи.

Лучше всего начинать формирование словарного запаса ребенка с имен существительных, постепенно добавляя к ним глаголы и прилагательные. После того, как минимальный словарный запас будет сформирован, что достигается только путем постоянного повторения, можно переходить к словам с наиболее часто употребляемыми предлогами, при помощи которых, уже можно начинать овладевать механизмом соединения слов в предложения.

Родителям, проводящим обучающие и развивающие занятия со своими детьми, следует запастись терпением: на каждый из этапов таких занятий может уйти много времени и сил, но их результаты смогут порадовать не только вас, но и вашего ребенка, который обязательно почувствует их на себе — обретя новые возможности голосового общения с окружающим его миром.

Нарушения письма и чтения (дисграфия и дислексия).

ДИСГРАФИЯ – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ДИСЛЕКСИЯ – нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Часто встречающиеся виды нарушений письма.

  1. Замены букв, например, СУБА вместо ШУБА, ЛЫБА вместо РЫБА и т.п. В основе таких ошибок чаще всего лежит неразличение ребёнком на слух соответствующих звуков. Могут встречаться такие замены и в устной речи ребёнка. Дети, у которых нарушена дифференциация звонких и глухих согласных (П-Б, Т-Д, К-Г, В-Ф) будут постоянно ошибаться в правописании согласных в середине и в конце слова, так как слова типа “дубы” и “дупы” слышат абсолютно одинаково. То есть применить правило на практике такому ребёнку не удаётся, отсюда постоянные ошибки. Исправить положение можно только путём воспитания у ребёнка устойчивой дифференциации звонких и глухих согласных, другого пути нет.
  1. Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении. Дети могут разрывать слово – К НИГА, или писать слитно предлоги – НАСТУЛЕ, добавлять или пропускать буквы в слове, или переставлять слоги – МОТОЛОК вместо МОЛОТОК. Основная причина таких ошибок в том, что у ребёнка не развит навык анализа звуко-буквенного состава слов, то есть ребёнок не может определить количество звуков в слове, их порядок следования друг за другом.
  1. Аграмматизмы в письме. Это ошибки типа ПЯТЬ ДЕРЕВОВ, ШЕСТЬ ОКНОВ, ЗЕЛЁНАЯ ЯБЛОКО и т.п. Такие ошибки встречаются у детей с отставанием в речевом развитии. Таким детям трудно подбирать проверочные слова, отсюда затруднены усвоения правил на правописание безударных гласных.
  1. Замены букв по принципу оптического сходства. Дети путают буквы: вместо Ш могут написать буквы Ц, Щ или И. Вместо Д – Б (ДЕЛКА вместо БЕЛКА, ЦУБА вместо ШУБА), вместо М – Л (ЛУКА вместо МУКА) и т.п. Причина таких замен – у ребёнка нет отчётливого представления зрительного образа буквы. При отсутствии логопедической помощи трудности могут сохраниться на всю жизнь, И, конечно, очевидно, что многие встречающиеся ошибки у детей можно было бы избежать при своевременной профилактической работе, проводимой ещё в дошкольном возрасте.

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.

Русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звукобуквенным анализом, очень характерен для леворуких детей. Леворукие дети - не однородная группа, а значит, у разных левшей могут быть разными и проявления трудностей, и те меры коррекции, которые им необходимы.

  1. Прежде всего, нужно учесть, что и правонаклонное, и левонаклонное письмо практически невозможно для леворукого ребенка, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но немного вперед выдвинуто не правое, а левое плечо. 
  2. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма! Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям.
  3. Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка.

 

Дисграфические ошибки на письме леворуких детей:

  • выраженные нарушения почерка, тремор;
  • неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), искажение их конфигурации;
  • искажение соотношения частей, зеркальное письмо.


У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный.


Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти.

Для этого можно использовать упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв:

  • Копирование различных фигур и их сочетаний.
  • Воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других.
  • Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны, фигур.
  • Нарисуй квадрат.
  • поставь точку посередине сверху над квадратом;
  • поставь точку посередине снизу под квадратом;
  • поставь точку справа посередине;
  • поставь точку слева посередине;
  • соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;
  • соедини точки справа и слева прямой линией.
  • Сколько всего треугольников получилось? (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами)
  • Сколько получилось квадратов?

Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу.

Выполняя эти задания, Вы решаете сразу нескольких коррекционных задач:
а) ребенок учится целенаправленно работать,

б) тренирует зрительное восприятие,

в) тренирует руку (штриховка),

г) считает,

д) вспоминает геометрические фигуры, закрепляет понятия "верх", "низ", "справа", "слева и т. д.

Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.

Нужно обратить внимание на последовательность обучения.
Сначала Вы объясняете, как выполняются действия (написание буквы), из каких элементов буква складывается, как элементы связаны между собой, где начинается движение, где заканчивается, какова его траектория. Объяснение должно подкрепляться показом картинок, карточек, выполнением элементов на бумаге.

Самостоятельное выполнение действия должно идти под Вашим контролем и при подсказке, но эта подсказка должна быть минимальной, лучше, если ребенок будет руководить своими действиями так, как он руководил чужими. Сначала он будет делать это вслух, но по мере формирования навыка это словесное руководство будет выполняться мысленно.

На выполнении действия не заканчиваются этапы обучения. Еще один важный элемент - анализ. Если ребенок может объективно оценить, что и где не так, значит, предыдущие этапы проведены правильно, если нет, все следует начать сначала.

Важным элементом анализа буквы должно быть определение траектории движения, точки начала движения. При изучении каждого элемента, каждой буквы нельзя заставлять ребенка искать траекторию движения, нельзя действовать по инструкции "делай, как я", по принципу механического копирования. Следует не только объяснить, "где начинать, куда вести, где закончить", но и повторить эту инструкцию (возможно, и не раз) так, чтобы ребенок смог сам себе продиктовать, что делать: обозначить точки начала движения (опорные точки), разобрать, из каких частей (элементов) состоит буква, выделить каждый элемент, определить точку начала движения и траекторию движения.

По мере изучения букв можно сделать карточки для каждой буквы, заглавной и строчной, и положить их под стекло на письменном столе либо наклеить на лист ватмана и сделать своего рода таблицу "Как писать буквы". Во всяком случае, такая таблица должна быть все время перед глазами.

Родители, обратите особое внимание!

Если ваш леворукий ребенок поздно начал говорить,
если плохо произносил или дифференцировал звуки,
если его речь бедна и невыразительна - все это факторы риска, а значит, с первых дней обучения нужно начать целенаправленную и систематическую работу по звукобуквенному анализу.

Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно!

 Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.

Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного логопеда, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия, с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей.

Цель данной статьи - помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма. Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

 

Определить, что вашему ребенку действительно трудно дается правописание можно по характеру ошибок:

  • отсутствие пропусков между словами и предложениями;
  • несоблюдение границ полей в тетради и устойчивое несоблюдение правил переноса;
  • зеркальное письмо: буквы «э»«з»«б»«в» и др. перевернуты в другую сторону;
  • повторение одной и той же буквы: «пироП» вместо «пирог»;
  • замена букв: «б» – «д» («колоДок»«ж» – «х» («муЖомор»«и» – «у» («клУмат»«т» – «п» («Пигр»);
  • ошибки в ударных слогах («учЕтель» вместо «учитель»);
  • пропуск букв, не дописывание слов и букв, перестановка слогов («гамазин» вместо «магазин»);
  • забывание редко встречающихся букв («ъ»«э»);
  • нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному).

Практическая часть – дидактические игры и упражнения

Предлагаю Вам некоторые игры, которые могут помочь справиться с трудностями в овладении письменной речью.

При этом важно соблюдать правила.

  • Заниматься регулярно
  • Не ругать ребенка, если у него что-то не получается
  • Стараться разнообразить занятия, проводить их в игровой форме
  • Делать перерывы по мере усталости    далее скачать документ

Уважаемые родители! Вы можете заниматься с ребёнком с помощью тренажера. Инструкция для использования тренажера.

 
 
 
 
 
 
 

Новости Минпросвещения

Суббота, 04 мая 2024

В Московской области назвали имена победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников по английскому языку

Заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по английскому языку прошел в Гимназии им....
Суббота, 04 мая 2024

Вопросы организации системы наставничества во временных детских коллективах обсудили представители стран БРИКС

Во Всероссийском детском центре «Океан» состоялся Международный круглый стол...
Пятница, 03 мая 2024

Сергей Кравцов осмотрел построенную по нацпроекту «Образование» сельскую школу в Кабардино-Балкарии 

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов посетил с рабочей поездкой Кабардино-Балкарскую Республику....
Все нововсти Минпросвещения