«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Начальник отдела
общего среднего образования Директор МОУ СОШ № 46
УО администрации муниципального г. Краснодара
образования город Краснодар
_______________ ________________
Петрова Т.А. Жирма Е.Н.
« » ___________ 2007 г. « » _________2007 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 46
г. Краснодара
НА 2007 – 2012 ГОДЫ
(принята на
заседании педагогического совета протокол № __ от ________ 2007 года)
Содержание
стр.
Введение………………………………………………………
3
РАЗДЕЛ 1. Паспорт программы…………………………………….
4
РАЗДЕЛ 2. Информационная справка о школе……………..…. .. 6
2.1. Характеристика
микрорайона школы………………………………. 6
2.2.
Структура и режим работы……………………………………….…... 6
2.3.
Характеристика педагогического коллектива………………….….. 6
2. 4. Организационная структура управления……………………….….. 7
2.5.
Организация образовательного процесса…………………………… 7
2.6.
Внешние связи школы………………………………………………….
8
2.7.
Ресурсное обеспечение школы………………………………………... 8
2.7.1. Материально-техническая
база……………………………... 8
2.7.2.
Финансовые ресурсы…………………………………………..
9
РАЗДЕЛ 3. Анализ
внешних и внутренних факторов…………….
10
3.1 Анализ
внешних факторов……………………………………………….
10
3.2
Анализ внутренних факторов…………………………………………... 10
РАЗДЕЛ 4. Концепция программы развития школы…………….. 12
РАЗДЕЛ 5. Стратегия и тактика программы развития школы…..
13
РАЗДЕЛ 7. План практических мероприятий……………………….. 21
РАЗДЕЛ 8. Финансовый план………………………………………….. 27
РАЗДЕЛ 9. Ожидаемые результаты
реализации программы…….… 31
ВВЕДЕНИЕ.
Происходящие социально-экономические
преобразования, изменение объема, состава учебных дисциплин и характера
отношений учителей к воспитательно-образовательному процессу обусловили
необходимость коренного обновления системы образования. Закон РФ «Об
образовании» закрепил за современными образовательными учреждениями возможности работать по-новому,
полноценнее осуществлять процесс развития личности. Процесс гуманизации
образования, индивидуализация обучения, его дифференциации и вариативности, а
также стабилизация системы непрерывного образования способствовали появлению
новых образовательных учреждений. Вошел в жизнь образования новый учебный план
с инвариантной и вариативной основой, что потребовало инновационных программ,
новых учебных предметов, интегрированных курсов и, как следствие, изменения методологии и технологии
организации воспитательно – образовательного процесса в учебных заведениях
различного типа.
Выстраивая инновационную работу, мы учитываем основные направления развития современного образования:
n изменения в организации образовательного процесса;
n изменения в технологиях обучения и воспитания;
n изменения в управлении школой.
В данной программе мы старались отразить все самые важные направления работы школы и спланировать как, когда и какими средствами будем добиваться выполнения задач, каких результатов и какими средствами мы хотели бы добиться их осуществления.
Много предстоит сделать для получения желаемого результата – создания школы нового поколения.
Полное наименование
программы |
Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 46 г. Краснодара до 2012 года |
Сроки реализации |
январь 2007- сентябрь 2012 года |
Нормативно – правовая база для разработки программы
развития школы |
· Закон РФ "Об образовании"; · Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; · Конвенция о правах ребенка; · Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; · Концепция профильной школы (приказ Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002 г.); · Устав муниципального образовательного учреждения. · Национальная доктрина образования, утвержденная Правительством Российской Федерации 4 октября 2000 г. (Постановление Правительства РФ № 751 от 4.10.2000г.); · Концепция модернизации российского образования и Федеральная программа развития образования на период до 2008 года. · Федеральная целевая программа развития образования на 2006-210годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 · Федеральный Закон РФ " О физической культуре и спорте в РФ" от 29.04.1999 № 80-ФЗ; · Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30 .06.1992 № 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях"; · Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 № 322 "Об утверждении Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ"; · Постановление Правительства РФ от 2001г. № "О федеральной программе «Патриоты России»; №343 |
Разработчики программы |
Администрация МОУ СОШ № 46
города Краснодара |
Управление программой |
1. По каждому из проектов созданы проблемные творческие группы, ответственные за их реализацию. 2. Функцию общей координации реализации Программы выполняют администрация школы, методический Совет школы и Совет школы. 3. Мероприятия по реализации проектов являются основой годового плана работы школы. 4. Информация о ходе реализации Программы в целом и отдельных проектов ежегодно представляется на педсовете и Совете школы. 5. Каждый из проектов (группа проектов) курируется одним из заместителей директора. 6. Вопросы оценки хода выполнения Программы, принятия решений о завершении отдельных проектов, внесения изменений в реализацию проектов решают Совет администрации школы и Совет школы. 7. Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. |
Цель
программы |
Создание условий для становления
творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности,
адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном
уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему
миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно
наследовать и приумножать, реализуя миссии «труженика, «семьянина» и «гражданина». |
Период
и этапы реализации программы |
Программа
реализуется в период 2007 - 2012 гг. по следующим этапам: 1 этап (январь - май 2007г.) 1. Разработка
текста программы, ее обсуждение и экспертиза разного уровня, утверждение окончательного
варианта программы. 2. Ознакомление с ним педагогического коллектива
школы, районного и муниципального педагогического сообщества и общественности.
2 этап (май 2007 - декабрь 2007г.): 1. Проведение
уточняющей комплексной диагностики, необходимой для решения задач и
определения условий реализации программы развития школы. 2. Формирование и планирование деятельности
творческих групп по реализации отдельных проектов программы. 3. Обеспечение
необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы. 3 этап (декабрь 2007- декабь2011 гг.): 1. Реализации
ведущих целевых программ и проектов программы развития школы. 2. Осуществление промежуточного контроля,
экспертиза реализации проектов. 4 этап (декабрь 2011 г. – май 2012 г): 1.
Подведение итогов и научное системное осмысление
результатов реализации программы на семинарах и конференциях, тиражирование
накопленного опыта. 2.
Постановка новых стратегических задач
развития образовательной системы школы, подготовка текста новой программы
развития школы. |
Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
2.1. Характеристика микрорайона МОУ СОШ №
46 г. Краснодара.
МОУ СОШ № 46 находится в микрорайоне Гидрострой Карасунского внутригородского округа г. Краснодара, в юго-восточной части города. К западу расположен парк Солнечный остров.
Свое название микрорайон получил по профилю первых застройщиков. Первоначально, начиная с 1967, года поселок строился для эксплуатационного персонала и строителей Краснодарского водохранилища. Впоследствии поселок положил начало новому городскому микрорайону.
С момента заселения первых домов по ул. Почтовой прошло почти 35 лет. Сейчас площадь микрорайона составляет более 3 км. На территории микрорайона школы находятся: РЭП № 5, д/с № 184, городская стоматологическая поликлиника № 2, 7 продовольственных магазинов, аптеки, детская школа искусств «Родник», детская библиотека. На территории школы расположен тренажерный зал «Самсон». Непосредственно к микрорайону школы прилегают: клуб юных моряков, клуб «Надежда», спортивный комплекс им. Мачуги.
2.2. Структура и режим работы
школы:
n школа построена и открыта в 1978 году;
n учредитель – Управление образования администрации муниципального образования город Краснодар;
n в школе 20 классов-комплектов (512) обучающихся;
n количество педагогов – 41;
n продолжительность учебной недели:
- для учащихся 1-8, 10,11 классов – 5 дней;
- для учащихся 9 классов- 6 дней.
n продолжительность уроков 40 минут;
n во второй половине дня в школе работают группы продленного дня для
1 – 7 классов,
дополнительное образование.
2.3.
Характеристика педагогического коллектива.
а) по уровню образования:
Категория специалиста |
Высшее образование |
Среднее специальное |
Учителя начальных классов |
5 |
5 |
Учителя среднего и старшего звена |
29 |
2 |
б) по стажу работы:
1-3 года |
4-10 лет |
11-12 лет |
До 20 лет |
Свыше 20 лет |
1 |
5 |
1 |
10 |
24 |
в) по квалификационным категориям:
Высшая квалификационная категория |
1 квалификационная категория |
2 квалификационная категория |
33 |
4 |
2 |
г) имеют отличия:
Заслуженный учитель Кубани |
1 |
«Почетный работник образования РФ |
2 |
Почетная грамота МО РФ |
3 |
Ветеран труда |
14 |
д) участники
профессиональных конкурсов:
Учитель города Краснодара – 2007 (финалист) |
1 |
Победители конкурса на лучшую разработку урока по кубановедению в начальной школе |
2 |
В школе образован методический совет и сформировано 5 методических объединений
учителей:
- начальной школы;
- филологии, иностранных языков, эстетического цикла;
- истории, обществознания, географии, кубановедения;
- математики, физики, информатики, естественных наук;
- классных руководителей.
Организационная структура управления
Организация образовательного процесса
Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни
в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и
проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы,
потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:
n мобильность выпускника
школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в
себе требуемых умений;
n
овладение
поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами
деятельности.
Особенности и условия
построения личностно ориентированной модели школы:
n Создание индивидуального облика школы – выявление
оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего
коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.
n Отношения учителей и обучающихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.
n Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно – ориентированной, здоровьесберегающей направленности.
n Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модульных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.)
Учебный план школы создаётся на основе федерального базисного учебного плана и регионального базисного учебного плана.
Начальная школа
Федеральный компонент учебного плана
начальной школы включает рекомендованные
МО РФ учебные предметы: русский язык, литературное чтение, математика, естествознание, ИЗО, трудовое обучение, национально-региональный компонент включает изучение курсов гражданского
образования, курса истории.
Основная и средняя школа
В школе на II и III ступенях обучения функционируют общеобразовательные классы. Школьный компонент представлен факультативными занятиями и индивидуальными и групповыми занятиями. Школьный компонент учебного плана на III ступени обучения представлен обязательными занятиями. Выбор предметов и факультативных занятий в 9-х классах определяется с учетом запросов обучающихся
2.6. Внешние связи школы
В
2006 году школа стала муниципальной
экспериментальной площадкой по реализации проекта «Социализация учащихся
общеобразовательной школы средствами ученического самоуправления». На базе
школы регулярно проходят семинары и мастер классы для, заместителей
директоров и учителей школ города и
Краснодарского края. Школа определена как традиционная площадка проведения районных конкурсов «Ратные страницы истории»,
как базовая школа в Карасунском округе для проведения летнего оздоровительного
предметного лагеря «Географ» Учебное учреждение поддерживает тесную связь с
отделом по делам молодежи и отделом культуры и спорта города Краснодара, школой
искусств «Родник», спортивным клубом «Самсон», СДЮСШОР. В течение многих лет
школа тесно сотрудничает с ветеранами Великой Отечественной войны, с депутатами
городской думы.
2.7. Ресурсное обеспечение школы
2.7.1. Материально-техническая база
Школа функционирует в здании постройки 1978 года.
Школьные рекреации, кабинеты, столовая, спортивные и актовый залы нуждаются в капитальном ремонте. Школа имеет два компьютерных класса, оснащенных современным компьютерным оборудованием и подключенных к коммутированному каналу сети Internet. В связи с будущей профилизацией школы и внедрением новых информационных технологий необходима выделенная линия связи Internet. Необходим современный медицинский кабинет. Для более эффективного обучения иностранным языкам в школе необходима компьютеризация кабинета английского языка. Общее количество учебных кабинетов 36.
Для реализации спортивных программ, развития спорта необходим капитальный ремонт большого и малого спортивных залов, восстановление асфальтового покрытия на стадионе и беговых дорожках, обновление травяного футбольного поля; ремонт и обновление полосы препятствий для проведения уроков ОБЖ.
Большой спортивный зал |
1 |
Малый спортивный зал |
1 |
Спортивные площадки: - баскетбольная; - волейбольная; - ОФП |
3 |
Стадион |
1 |
Футбольное поле |
2 |
Беговые дорожки |
2 |
Ямы для прыжков в длину |
2 |
Полоса препятствий |
1 |
Актовый зал на 200 посадочных мест |
1 |
Столовая на 150 посадочных мест |
1 |
Мастерские (столярная, токарная, слесарная) |
2 |
Кабинет домоводства |
1 |
Кабинет информатики |
1 |
Спальня ГПД |
1 |
Игровая комната ГПД |
1 |
Библиотека |
1 |
Кабинет психолога |
1 |
Медицинский кабинет |
1 |
Финансовые
ресурсы.
Финансовые нужды образовательного учреждения покрываются за счет бюджетного финансирования.
На счет школы также поступают внебюджетные средства за счет сотрудничества с различными организациями и деятельности Попечительского совета школы.
РАЗДЕЛ 3. Анализ внешних и внутренних факторов
3.1. Анализ внешних факторов.
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: четырехлетняя начальная школа; относительная завершенность общего образования в основной школе; возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям жизни. Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной, переход образования на новые государственные стандарты требуют от школы совершенствование, от педагога - становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.
Нельзя оставить без внимания и демографический фактор. Численность учащихся снижается. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит найти школе еще большую «привлекательность» для родителей, учащихся.
3.2. Анализ
внутренних факторов.
Школа, как и
все наше общество в целом, претерпевает глубокие преобразования, но, как и
прежде ее главная задача - подготовить
дееспособного человека, который не только
не потерялся бы в лабиринтах
современных экономических отношений, но и
смог успешно реализовать свой
потенциал в любой профессии,
какую бы он ни выбрал.
Поэтому очень важным обстоятельством является определение, каков же сегодня педагог, какими интеллектуальными и личностными качествами он обладает. Готов ли решать интеллектуальные проблемы, которые ставит перед ним новое время.
Что же направлено на положительные результаты работы школы?
1.
Учебный процесс строится в соответствии с учебным планом, содержащим
федеральный, региональный и школьный
компоненты.
2.
Учебные планы и программы направлены на создание условий для развития
способностей и интересов учащихся.
3. Важным остается вопрос систематического изучения
качества учебно-воспитательного процесса. С целью получения полной и
качественной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса проводится
анализ результатов образовательного процесса.
4. Анализы работ, проводимых в течение учебного года в
рамках внутришкольного контроля говорят о том, что материал учащимися
усваивается на уровне требований государственных программ.
5. Учитель остается главной фигурой учебно-воспитательного процесса. Посещенные уроки, результаты контрольных работ говорят о том, что учителя школы, в основном, умело организуют учебные занятия в соответствии с современными требованиями, используют современные технологии обучения, успешно работают с различными категориями учащихся.
6. В школе сложилась определенная система работы по формированию, развитию, совершенствованию профессиональных качеств учителей.
7. В плане работы школы с кадрами отводится значительная часть: педагогические советы, производственные собрания, психолого-педагогические семинары, совещания при директоре и заместителя директора.
8. Структура методической работы включает методические объединения учителей, динамические творческие группы учителей. Координирует всю работу методический совет, в состав которого входят руководители МО, наиболее опытные учителя, психолог школы.
В школе проводится работа по профилактике правонарушений и с «трудными»
в соответствии с традиционными подходами: ведется учет детей, стоящих на
внутришкольном учете и на учете ОПДН. Проводится индивидуальная работа с
учащимися группы риска, осуществляется контроль посещаемости данными учащимися
школьных занятий, организуются встречи с инспекторами ОПДН, встречи с
родителями, консультации педагога – психолога, обследование семей социальным
педагогом. В школе созданы условия для получения учащимися дополнительного
образования: работают кружки, секции.
Проводимая организационно- педагогическая и учебная деятельность в школе направлена на решение главной задачи – раскрытию потенциальных возможностей личности школьника и созданию условий для их реализации. Содержание образования, педагогические технологии продумываются таким образом, чтобы в первую очередь разбудить активность ребенка, поскольку только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности.
Сложившаяся воспитательная система в школе эффективна в отношении
большинства учащихся и более эффективна
на уровне школы, чем на уровне класса. Поэтому пути совершенствования и
развития воспитательной системы лежат на уровне классных коллективов. Задачей
школы является – повышение эффективности воспитательной системы на уровне
классных коллективов через активизацию включенности учащихся в
самоуправленческую деятельность.
Несмотря на наличие факторов успешности деятельности
педагогического коллектива, остаются проблемы:
1.
недостаточное
использование новых педагогических и научно-исследовательских технологий в УВП;
2.
не всегда реализуются в полной мере
потенциальные возможности педагогов;
3.
необходимо
продолжить работу по совершенствованию педагогического учебно-воспитательного
процесса мастерства по овладению методикой системного анализа результатов, по
вовлечению педагогических кадров в инновационную деятельность.
Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества:
1. Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу общеобразовательного учреждения.
2. Значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию.
3. Система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе.
4. Развитие ученического самоуправления.
5. Система и координация деятельности всех структур образовательного учреждения.
6. Соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;
Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:
1. Противоречие между:
- использованием традиционных методов и приемов работы с учащимися и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;
-
информатизацией образовательной среды и
недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных
условиях.
2. Недостаточная материально – техническая база.
3. Неумение или нежелание некоторых педагогов видеть учащихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним.
4. Снижение
уровня здоровья учащихся.
Анализируя этапы развития школы, мы попытались ответить на три основных
вопроса. Чего от нас хотят? Кто мы и что можем сделать? Как мы это будем делать?
Итак, Государство хочет,
чтобы мы создали условия для развития свободной, мыслящей, деятельной,
социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование
(Концепция модернизации российского образования).
Микросоциум хочет видеть в нас школу, основанную на
порядке и дисциплине, разумной требовательности к детям, где обеспечивается
комфорт не только физический, но и душевный.
Родители
хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку к вузу; чтобы ребёнок получил образование в
профильном классе; чтобы ребёнок просто находился в школьном пространстве до 16
лет, потому что куда ему ещё деваться; чтобы ребёнок занимался в кружках,
секциях именно в школе.
Ученики – хотят, чтобы в школе было интересно учиться,
чтобы к ним относились с уважением, чтобы они имели учебные успехи, получили
качественное образование, навыки самоорганизации, самоопределения.
Картина довольно пёстрая: от детей с высоким уровнем развития, обладающими значительными
интеллектуальными способностями, до детей со слабым уровнем развития. Этот широкий спектр уровня
способностей нашего ученического контингента, социального состава семей и их
потребностей, современных требований жизни определили миссию школы.
Миссия школы состоит в том, чтобы:
- создать благоприятные условия развития для
всех: одарённых, обычных, нуждающихся в коррекции, с учётом их различий,
интересов, склонностей, способностей и потребностей;
- обеспечить самоопределение и
самореализацию школьников;
- осуществить социальную поддержку (защиту)
учащихся «трудной судьбы»;
- обеспечить их успешную социализацию в
современной действительности.
Стратегической
целью развития образовательной системы школы является создание условий для
становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной
личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и
социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к
окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее
достойно наследовать и приумножать, реализуя миссии «труженика, «семьянина» и «гражданина».
Для достижения
указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Создать эффективную, постоянно
действующую систему непрерывного образования педагогов.
2.
Оптимизировать систему валеологического
и психологического сопровождения учебного процесса, создать условия для
физического развития личности, ведущей здоровый образ жизни в контексте
отечественной духовной традиции.
3.
Разработать эффективный механизм
согласования целей и преемственности
между блоками: начальная - средняя, неполное - полное среднее образование.
4.
Оптимизировать систему дидактического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса.
5.
Продолжить работу по дифференциации
образования, создать условия для формирования индивидуальных образовательных
маршрутов учащихся школы в условиях предпрофильного и профильного образования.
6.
Разработать систему активного включения
семьи в процесс самоопределения и самореализации учащихся в соответствии с
традициями национального семейного воспитания.
7.
Создать
максимально благоприятные условия для опытно-экспериментальной работы в школе.
РАЗДЕЛ
5. Стратегия и тактика программы развития школы.
Исходя из поставленной цели, выдвигаются
следующие направления деятельности, связанные с дальнейшим развитием школы.
5.1.
Организационная деятельность. Деятельность педагогического
коллектива, направленная на улучшение учебного процесса.
На основе диагностики и мониторинга
деятельности педагогов, учащихся и родителей в начале и конце каждого учебного
года делается анализ результатов, достигнутых в ходе реализации Программы,
корректирование. Координацию и контроль
выполнениея Программы, администрация школы оставляет за собой и Советом школы:
- анализируют ход выполнения плана, действий
по реализации Программы и вносят предложения на педагогический совет по его
коррекции; осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации
Программы;
- осуществляют тематический, текущий,
персональный и предупредительный контроль
деятельности учителей и учащихся.
Администрация школы ежегодно подводит итоги
выполнения Программы на заседании итогового педагогического Совета.
На
1 ступени – начальная школа:
- центральное внимание уделяется общему
развитию, сохранению и укреплению здоровья детей;
- тесная связь учителя с семьей;
- ведение индивидуальных карт учащихся
психологом школы.
К моменту окончания начальной школы
обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, сформированность положительного отношения к
учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного
поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу,
планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие
способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им
способами и навыками освоения учебной программы.
На
2 ступени – основная школа:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- формирование прочных, устойчивых, глубоких
знаний основ наук;
- повышение мотивации обучения через
активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных
способностей;
- формирование коммуникативных навыков;
- выявление способностей и наклонностей
учащихся с целью выбора дальнейшего профиля
обучения или выбора предмета по которому будет углубление;
- дифференцированная работа с родительской
общественностью;
- работа классного руководителя с
индивидуальной картой развития учащегося совместно с учителями – предметниками,
психологами, родителями;
- вовлечение учащихся в кружки и секции по
интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования.
В основной школе сохраняется и продолжается
индивидуальная карта развития учащегося, осуществляется индивидуальная и
дифференцированная помощь детям. Дети активно включаются в органы школьного
самоуправления: участвуют в выборах и работе органов власти.
На
3 ступени – средняя школа:
- формирование научного стиля мышления,
который являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент
ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования;
- развитие потребности к
самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию
знаний;
- открытие профильных классов
- социальная и предпрофессиональная
адаптация;
- установление непосредственных контактов с
преподавателями ВУЗов;
- завершение работы классными руководителями
с индивидуальной картой развития учащихся;
- организация и работа в органах ученического
самоуправления.
В
итоге должны получить следующую модель выпускника:
1. усвоение государственных стандартов
образования в условиях разноуровневого обучения;
2. профессиональная ориентация;
3. приобретение знаний для продолжения
образования;
4. социализация выпускника, включение в активную
деятельность ученического самоуправления;
5. формирование готовности выпускников к
рациональному поведению в экономически-правовой среде.
5.2. Работа
с кадрами.
1. Создавать условия для творческой работы и
для роста профессионального мастерства учителей через курсовую и межкурсовую
переподготовку.
2. Совершенствовать систему поощрения
творчески активно работающих сотрудников.
3. Создать комфортные здоровьесберегающие
условия для повышения профессионального мастерства, через обеспечение
оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы:
- создание психологических комфортных
условий;
- формирование нового профессионального
мышления.
5.3.
Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса.
1.
Совершенствовать учебные планы и программы по предметам.
2. Развивать взаимодействия учебных дисциплин
на основе межпредметных связей.
3. Возрождать традиции общественного
воспитания, нравственного кодекса, учитывая историко-культурное своеобразие
микрорайона, его социально-экономических условий.
4. Создание наиболее благоприятных условий по
удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении
знаний, необходимых для социального развития, а также индивидуального и
культурного самовыражения личности в обществе.
5.4.
Инновационная деятельность.
1. Создать модель разноуровнего обучения школьника через установление равного доступа
к максимально возможному образованию разным категориям обучающихся в
соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями,
а также существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с
широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ.
2. Создание единого информационного пространства
учебного заведения, путем максимальной компьютеризации и интернетизации
учебно-воспитательного процесса.
5.5.
Работа с одаренными детьми.
1. Привлекать учащихся к творческим конкурсам,
олимпиадам, соревнованиям, научным конференциям, интеллектуальным марафонам,
выставкам вне стен школы.
2. Создать творческую атмосферу в школе путем
введения факультативов, кружков, музейно-экскурсионных работ.
3. Модулировать учебно-воспитательный процесс
как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности.
4. Организовать публикацию творческих работ
учителей и учащихся в методических и научных изданиях, в местной и краевой
прессе.
5. Выявление реальных потребностей учащихся,
трансформирование этих потребностей в содержание деятельности.
5.6.
Формирование физически здоровой личности.
1. Укрепление физического, психологического и
духовного здоровья учащихся.
2. Поддержка вариативных дополнительных
образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни.
3. Повышать квалификацию педагогических кадров
школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся.
4. Совершенствовать организацию питания
учащихся.
5. Координирование действий школы и семьи в
организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни,
формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению
здоровья.
5.7.
Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом.
1. Формировать
систему педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с
психолого-педагогической службой, тематических родительских собраний, дней
«открытых дверей», общешкольных собраний, конференций.
2. Повышение
психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции,
открытые уроки, групповые мероприятия, индивидуальные консультации.
3. Вовлечение
родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через родительские
собрания; организации кружков, секций,
клубов, совместные творческие дела;
помощь в укреплении материально-технической базы; индивидуальное шефство над неблагополучными
семьями.
4. Участие
родителей и общественности в управлении школой через Совет школы; родительский комитет;
5.8.
Материально – техническая база.
1. Совершенствовать качество системы
образования, оснащая кабинеты наглядными, раздаточными, дидактическими
материалами, пособиями и другими интерактивными средствами.
2. Обновить мебель во всех школьных помещениях,
учитывая новые требование санитарных норм.
3. Осуществить капитальный ремонт
спортивного и актового залов.
4. Систематизировать работу методической службы,
знакомя учителей новейшей литературой, методическими пособиями, разработками,
технологиями.
5. Максимально компьютеризировать учебные и
административные кабинеты.
Механизм развития образовательной системы
школы включает в себя два блока: систему мероприятий по ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ» и
систему мероприятий по ПРОЕКТАМ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДО 2012 ГОДА.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. «РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ШКОЛЫ»
ЦЕЛЬ: становление патриотического воспитания в качестве системообразующей деятельности в контексте воспитательной системы социально-культурной ориентации, посредством интеграции основного и дополнительного образования, учебной и воспитательной деятельности, урочной и внеурочной форм работы в единый образовательный процесс.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Становление
воспитательной системы школы № 46 как системы:
Ø реализующей воспитательный процесс на основе
преемственности и развития мировой и отечественной духовной культуры;
Ø гуманистически ориентированной, для которой
наиболее значимым результатом является развитие индивидуальности, творческого
потенциала субъектов образовательного процесса;
Ø гарантирующей защиту прав личности на
образование и свободу выбора образовательных программ;
Ø позволяющей достигнуть стабильно высокие
образовательные результаты;
Ø высокого уровня профессиональной
педагогической деятельности, основанной на связи с наукой, постоянном
совершенствовании и высоких этических нормах;
Ø демократически управляемой.
Система
мероприятий по ПРОЕКТАМ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ДО 2012 ГОДА.
Проект 1.« ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ШКОЛОЙ»
Цель: Организация системы управления школой на
принципах государственно-общественного управления создающих
организационно-педагогические условия для самореализации субъектов
образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
№ |
||
1.
|
Организация обучения всех звеньев руководителей по вопросам управления школой. |
2007-2012 |
2.
|
Подготовка кадрового резерва администрации по специальности «Менеджмент в образовании» |
2007-2012 |
3.
|
Оптимизация структуры управления через перераспределение функциональных обязанностей администрации ОУ. |
2007-2008 |
4.
|
Совершенствование системы экономического стимулирования работников ОУ |
Постоянно |
5.
|
Создание системы регулярного изучения мнения родителей и учащихся о школе. |
2007-2012. |
6.
|
Разработка и апробация системы диагностики качества управления педагогическим процессом и эффективности управленческих решений |
2007-2011 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Повышение эффективности деятельности ОУ.
2. Расширение участия субъектов образовательного процесса в управлении школой.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.
4.
Повышение социальной защищенности
педагого
Проект 2. «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»
ЦелЬ: Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы №110, ориентированных на повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА.
№ |
||
1.
|
Разработка концепции информационного обеспечения образовательного процесса |
2007- 2008. |
2.
|
Перевод школьного делопроизводства на компьютерную базу |
2007-2008 |
3.
|
Создание медиа- и видеотеки методических и нормативных материалов |
2007- 2009 |
4.
|
Организация «телефона доверия» администрации школы и психолога для учащихся и родителей |
2007-2008. |
5.
|
Информирование населения о деятельности школы через средства массовой информации и подготовку специальных информационных материалов |
2007-2012 |
1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательного процесса.
2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов.
4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
Проект
3. «КОМФОРТНАЯ ШКОЛА»
Цель: Создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса на основе демократизации и гуманизации образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ |
||
1.
|
Проведение исследования уровня комфортности субъектов педагогической деятельности в ходе реализации УВП |
2007-2012 |
2.
|
Проведение ежегодного конкурса «Лучший классный кабинет» |
2007-2012 |
3.
|
Создание постоянно действующей рабочей группы по проблеме «Комфортная школа» с участием учащихся и родителей |
2007- 2008 г. |
4.
|
Систематическое проведение «Открытых диалогов» с участием всех субъектов ОП по проблеме школьной комфортности |
2007-2012 |
5.
|
Создание системы регулярного изучения мнения родителей и учащихся о школе |
2007г. |
6.
|
Наработка банка данных диагностических методик по отслеживанию степени комфортности всех участников образовательного процесса в УВП |
2007-2012 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Улучшение социально-психологического климата в школе.
2. Изменение характера взаимоотношений между родителями и школой. Усиление ориентации школы на запросы и оценки родителей и учащихся.
3. Изменение критериев оценки школы у родителей, ориентация на гуманистические и демократические принципы.
4. Рост престижа и общественной поддержки школы.
Цель: Овладение педагогами методологией системного подхода к анализу и преобразованию педагогической действительности в контексте проектной парадигмы педагогической деятельности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Рост общекультурной и профессиональной компетентности педагогов
2. Создание гибкой адаптивной системы повышения профессионального мастерства в процессе педагогической деятельности.
3. Повышение качества преподавания.
4. Рост социально-профессионального статуса педагогов школы.
Проект 5. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ»
Цель: Обеспечение направленности деятельности педагогов школы на внедрение в педагогический процесс инновационных педагогических технологий на достижение результатов, отвечающих целям развития личности учащихся и современным социальным требованиям на основе совершенствования управления школой как социально-педагогической системой.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ |
||
1.
|
Организация и работа проблемных творческих групп: Ø «Применение в учебном процессе современных педагогических технологий»; Ø Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания» |
2007-2010 |
2.
|
Разработка программы изучения развития познавательных способностей и мотиваций учащихся. |
2007-2010 |
3.
|
Проведение методического семинара на базе школы «Образовательная среда школы как условие индивидуального развития учащихся» |
2007-2012 |
4.
|
Проведение недель педагогического мастерства по теме «Новые педагогические технологии в обучении и воспитании» |
2007-2012 |
1. Повышение качества образования в школе.
2. Рост познавательной мотивации учащихся.
3. Повышение педагогической компетентности педагогов.
4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
5. Снижение учебной нагрузки учащихся, сохранение их здоровья.
Цель: Сохранение, укрепление и улучшение психологического и физического здоровья учащихся в ходе реализации образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
|
мероприятия |
срок |
1.
|
Диагностика состояния здоровья учащихся |
Ежегодно сентябрь - октябрь |
2.
|
Создание проблемной группы «Сохранение и улучшение эмоционального и физического самочувствия школьников» |
2008 - 2009 |
3.
|
Корректировка учебной программы по физической культуре с учетом анализа результатов состояния здоровья учащихся |
Постоянно |
4.
|
Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья детей. |
Ежегодно |
5.
|
Осуществление контроля выполнения санитарно-гигиенического режима школы |
Ежегодно, 1 раз в четверть |
6.
|
Создание ученических групп лечебной физкультуры в 1-11 классах. |
Сентябрь |
7.
|
Организация и проведение Недели спорта «Надежды большого спорта» |
Ежегодно, Октябрь |
8.
|
Организация школьной спартакиады «Будущие олимпийцы» |
Ежегодно, по графику |
9.
|
Организация и проведение туристических слётов |
Ежегодно,Сент., май |
10. |
Организация и проведение Дней здоровья с привлечением родителей и учителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас», «День музеев», «День театра» |
Ежегодно |
11. |
Организация работы кружков и спортивных сеций |
Постоянно |
ожидаемый результат:
1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
2. Рост личностных и спортивных достижений.
3. Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
Проект
8.«Исследовательская культура УЧАЩИХСЯ»
Цель: Включение учащихся в систематическую учебно-исследовательскую деятельность, как составляющую общекультурной и методологической компетентности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ |
Мероприятия |
срок |
1. |
Организация работы ученического научного общества |
2007-2008 г. |
2. |
Проведение конкурсов исследовательских работ |
1 раз в год |
9 |
Организация исследовательской работы учащихся по различным направлениям. |
Постоянно |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Рост числа победителей районных и городских конкурсов по исследовательской и
2. краеведческой деятельности .
3. Рост личностных достижений учащихся.
4. Умение выпускников работать с разными научными и историческими источниками.
5. Возрастание интереса учащихся к исследовательской работе.
РАЗДЕЛ
6.
План практических мероприятий.
№ |
Наименование мероприятия |
Годы |
Сроки проведения |
Исполнители |
||||
2007-2008 |
2008/2009 |
2009/2010 |
2010/2011 |
2011/2012 |
||||
I организационная деятельность |
||||||||
1 |
Разработка программно-методического обеспечения УВП |
P |
P |
P |
P |
P |
сентябрь |
зам. дир. по УВР, УМР, руководители ШМО |
2 |
Создание электронного банка данных учащихся школы |
P |
P |
P |
P |
|